"Каса" - лирическая музыка как способ рассказать о своей нелегкой судьбе, - корейцы тоже плачут
В статье под названием «Корейская опера пхансори или все о народном моноспектакле» мы уже рассмотрели основные направления в традиционной корейской музыке, а частности ее вокальное направление.

Сегодня мы продолжим данную тему на этот раз взяв за объект исследования народный жанр лирической песни - Каса.

Каса - повествовательная песня относительно большой длины. Исполнители Каса ценятся на умение использовать фальцет, вибрато, динамики и громкости голоса.

Слово «каса» означает «песенные строфы». Каса возникли из панегирических песен акчан, которые исполнялись во время церемоний в королевском дворце. Для каса характерны строка из двух полустиший с двумя четырехсложными (реже — трехсложными) стопами в каждой, музыкально-речевая основа. Однако в отличие от сиджо, в каса отсутствовало строфическое деление. В них могли свободно соединяться несколько сотен строк. Каса напоминают ритмическую прозу. Их уже не пели, как сиджо, а декламировали нараспев.
На юге Кореи были распространены так называемые «женские каса» («кюбан каса»), которые сочинялись поэтессами, как правило — анонимными. Их традиционная тематика — разлука с любимым, одиночество и не сложившаяся жизнь в доме мужа, тоска по друзьям и родителям.

Позднее, в XVIII веке, появилась новая разновидность — «путевые каса» («кихэн каса»), рассказывающие о природе и жизни Кореи и соседних стран. Кроме того, существовали исторические каса, повествующие о событиях прошлого.
Обычно аккомпанементом к лирической песне Кама служат тэгым и чангу.
Тэгым - духовой поперечный инструмент - флейта из желтого бамбука с 6ю звуковыми отверстиями и специальным 7м отверстием для придания особого тембра звучанию.

Чангу - ударный инструмент, барабан - имеет вид песочных часов, составленных из двух металлических цилиндров, обтянутых кожей и соединенных металлическим поясом и стягивающим витым шнуром.
Расцвет жанра каса связан с именем Чон Чхоля, известного в истории литературы под псевдонимом Сонган, «Сосновая река». Поэт оставил семь томов сочинений на китайском языке, более 80 сичжо и четыре каса. Именно эти четыре поэмы прославили его еще при жизни. Слава Чон Чхоля как поэта, автора каса, началась, когда в 1580 г. он получил назначение на пост губернатора провинции Канвон, где расположены знаменитые Алмазные горы. Ранней весной поэт отправляется в горы любоваться картинами природы и здесь сочиняет свою знаменитую поэму «Воспеваю Квандон» (Квандон – старое название современной провинции Канвон).

"Я тяжко болел, живя среди рек и озер,
Лежал в бамбуковых рощах.
Но вот получил повеленье направиться
В Квандон далекий, за восемь сотен ли.
О, как беспредельны
Милости государя!
Я примчался к дворцовым воротам Ёнчху,
С надеждой глядя на башню Кёнхве на Южных воротах,
Прошел доложить государю, а после отправился в путь
С нефритовым знаком губернаторской власти.
Ровный, повествовательный тон с детальными описаниями путешествия сменяется затем экспрессией, восторгом перед величественной красотой горных пейзажей.
Сбросив свою поклажу,
Иду каменистой тропинкой, на посох опираясь.
Миновав лощину Сто Ручьев — Пэкчхон,
Я вступил в ущелье Мириады Водопадов — Пхокпхо.
Здесь радуга, как будто бы из серебра,
Нефритовым хвостом дракона,
Вся в переливах, брызгах, шуме,
Низверглась на десятки ли.
В ушах — лишь грохот,
А в глазах — летящий снег!"
Жанр "Каса" корейские исследователи определяют как иносказательные: Чон Чхоль в традиционной форме женской лирической песни рассказывает о страданиях подданного, отвергнутого правителем. Подчеркнем, что поэты (подданные), которых удалили от двора (государя), всегда жалуются и тоскуют, но никогда не возмущаются и не протестуют. Ведь наказание ссылкой исходило от государя, фигуры сакральной, и судьба подданного целиком зависела от государя.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website